Индекс надежности лифта
Каждая вещь (и лифт тоже)
известна лишь в той степени,
в какой ее можно измерить.
Уильям Томсон, лорд Кельвин
Индекс надежности лифта
В современном мире, при всем многообразии требований к лифту и его обслуживанию, парадоксально выглядит отсутствие единого критерия оценки качества его работы. Практически каждая из ведущих мировых компаний разрабатывает свои показатели качества работы лифта. Таких показателей существует много и без специальных знаний в них разобраться невозможно, а вот совокупного критерия нет! Наверное, от того, что у каждого участника жизненного цикла лифта существует своя точка зрения на качество. Для завода качество – это надежность комплектующих и соблюдение технологии, для органов по сертификации – соответствие нормам, для сервисной организации – время наработки на отказ. Но, есть и общее - все эти, и многие другие службы работают для единственной цели – обеспечить максимальную доступность и безопасность использования лифта по назначению его непосредственным пользователем - пассажиром. Соответственно и оценка качества работы лифта, в первую очередь, должна производиться с точки зрения пользователя. Как его оценить? Качество для пассажира - это возможность гарантированно добраться до нужного этажа. По отношению к жителям подъезда или сотрудникам бизнес-центра таким критерием качества работы лифта может быть некий показатель – индекс надежности, который определяется, как отношение количества реализованных поездок к общему количеству попыток воспользоваться лифтом в течение заданного промежутка времени. Этот индекс является универсальным критерием оценки качества работы лифта независимо от интенсивности его использования, отвечает на вопрос: «Как надежно работал лифт?» и позволяет грубо оценить сколько пассажиров, из ста возможных, смогли воспользоваться лифтом в заданный промежуток времени.
Для вычисления индекса надежности необходимо определить количество реализованных поездок и количество попыток воспользоваться лифтом. Современные средства визуального контроля легко смогут справиться с этой задачей. Единственным препятствием может оказаться высокая цена такого решения. В тоже время, практически без особых дополнительных затрат с некоторой точностью такой показатель мог бы автоматически вычисляться современными устройствами диспетчерского контроля или устройствами из семейства интернет-вещей на основе обработки статистических данных о движении кабины. В качестве источника информации о движении лифта может быть сигнал от контроллера станции управления лифтом, контакта реле о срабатывании главного привода лифта, датчика тока потребляемого лифтом, оптического датчика движения или любого другого датчика. Информация о движении кабины лифта в установленный период времени накапливается в базе данных в течение длительного времени, например, в течение месяца и распределяется в отдельные области базы данных по рабочим дням и отдельно по выходным и праздничным дням.
Таким образом, формируется временной ряд, на основе анализа которого принимается решение о неработоспособности лифта. Сложность анализа заключается в том, что анализировать нужно два совместных случайных события – использование лифта пассажирами и неработоспособность лифта. Поэтому необходимо отделить события, когда пассажиры не использовали лифт, от событий, когда пассажиры не могли воспользоваться лифтом из-за его неработоспособности.
Замечено, что количество поездок пассажиров в отдельные часы времени в течение суток существенно отличается. Например, в ночное время, лифт двигается очень редко, а в утренние часы или дневное время интенсивность его использования резко возрастает и снижается к полуночи (Рис.1). Но, в течение суток, в одни и те же периоды времени, например 8 часов утра интенсивность поездок стабильна и меняется незначительно.
Рис.1. Средние значения количества включений главного привода
Поскольку способ вычисления основан, по сути, на анализе повседневных привычек и поведения людей за длительный период времени то, по понятным причинам, будет неприменим в праздничные дни, 31 декабря, 1 января, 8 марта, 1 сентября, 9 мая или во время проведения массовых мероприятий. Для оценки работы лифта в эти дни необходимо увеличить время принятия решения о неработоспособности лифта до интервала, при котором лифт гарантированно хотя бы раз двигался. По многочисленным наблюдениям этот интервал не превышает 12 часов.
Из массива данных о количестве включений главного привода лифта, находящегося в эксплуатации, сформируем Таблицу 1 с разбивкой по часам и дням.
Таблица 1
Расчет индекса надежности выполняется в три этапа. На первом этапе производится расчет средних значений и порога принятия решения об исправности лифта в соответствующие промежутки времени.
Распределение значений количества поездок пассажиров в отдельные часы близко к распределению Пуассона, для которого оценки - среднее значение (Xср) и дисперсия (D) равны. Это обстоятельство позволяет грубо вычислить для каждого промежутка времени Таблицы 1 порог принятия решения (S) о работоспособности лифта:
Таблица 2 формируется путем исключения из Таблицы 1 дней (столбцов), когда лифт был неисправен или не использовался более 12 часов подряд, а также путем замены значений, ниже порога принятия решения, на средние значения количества поездок.
Таблица 2
На втором этапе вычисляем среднее значение количества поездок пассажиров в соответствующие промежутки времени (Х`ср), дисперсию по выборке (D`) и находим новый, более точный, порог принятия решения (S`):
где tst – односторонний квантиль Стьюдента для выбранного доверительного интервала. Для обеспечения достоверности обнаружения событий установим доверительный интервал равный 0,99.
На третьем этапе формируем Таблицу 3 из значений Таблицы 1 путем замены значений ниже порога в соответствующие промежутки времени, на средние значения из Таблицы 2.
Таблица 3
В результате в Таблице 3 расположены значения статистически усредненных поездок на лифте за выбранный период времени. Теперь мы можем вычислить индекс надежности для данного лифта.
Таким образом, индекс надежности этого лифта составляет 97,56. Это не самый надежный лифт потому что, как минимум, 457 пассажиров не смогли воспользоваться лифтом в течение месяца!
Такой критерий оценки качества работы совокупности лифтов полезен для сервисных организаций тем, что позволяет распределить лифты в соответствии с индексом их надежности. На основе этого критерия и информации о возрасте лифта, интенсивности его использования, квалификации обслуживающего персонала можно провести сравнительный анализ и получить ответы на вопросы: «Почему одни лифты надежнее других?», «Достаточно – ли усилий и квалификации персонала для поддержки работоспособности лифта?», «Нужно – ли сократить периодичность обслуживания?», «Насколько изношенность влияет на работоспособность лифта?» и другие ответы.
Полученные знания позволят сервисной организации выработать мероприятия по повышению качества обслуживания лифтов, сформулировать рекомендации владельцу, оценить степень результативности исполнения персоналом разработанных мероприятий и многое другое с единственной целью – стать успешней!