Звонок бесплатный

Индекс надежности лифта

Каждая вещь (и лифт тоже) 

известна лишь в той степени,

в какой ее можно измерить.

Уильям Томсон, лорд Кельвин


Индекс надежности лифта


В современном мире, при всем многообразии требований к лифту и его обслуживанию, парадоксально выглядит отсутствие единого критерия оценки качества его работы. Практически каждая из ведущих мировых компаний разрабатывает свои показатели качества работы лифта. Таких показателей существует много и без специальных знаний в них разобраться невозможно, а вот совокупного критерия  нет! Наверное, от того, что у каждого участника жизненного цикла лифта существует своя точка зрения на качество. Для завода качество – это надежность комплектующих и соблюдение технологии, для органов по сертификации – соответствие нормам, для сервисной организации – время наработки на отказ. Но, есть и общее - все эти, и многие другие службы работают для единственной цели – обеспечить максимальную доступность и безопасность использования лифта по назначению его непосредственным пользователем - пассажиром. Соответственно и оценка качества работы лифта, в первую очередь, должна производиться с точки зрения пользователя. Как его оценить? Качество для пассажира - это возможность гарантированно добраться до нужного этажа. По отношению к жителям подъезда или сотрудникам бизнес-центра таким критерием качества работы лифта может быть некий показатель – индекс надежности, который определяется, как отношение количества реализованных поездок к общему количеству попыток воспользоваться лифтом в течение заданного промежутка времени. Этот индекс является универсальным критерием оценки качества работы лифта независимо от интенсивности его использования, отвечает на вопрос: «Как надежно работал лифт?» и позволяет грубо оценить сколько пассажиров, из ста возможных, смогли воспользоваться лифтом в заданный промежуток времени.

IN_.gif

Для вычисления индекса надежности необходимо определить количество реализованных поездок и количество попыток воспользоваться лифтом. Современные средства визуального контроля легко смогут справиться с этой задачей. Единственным препятствием может оказаться высокая цена такого решения. В тоже время, практически без особых дополнительных затрат с некоторой точностью такой показатель мог бы автоматически вычисляться современными устройствами диспетчерского контроля или устройствами из семейства интернет-вещей на основе обработки статистических данных о движении кабины. В качестве источника информации о движении лифта может быть сигнал от контроллера станции управления лифтом, контакта реле о срабатывании главного привода лифта, датчика тока потребляемого лифтом, оптического датчика движения или любого другого датчика. Информация о движении кабины лифта в установленный период времени накапливается в базе данных в течение длительного времени, например, в течение месяца и распределяется в отдельные области базы данных по рабочим дням и отдельно по выходным и праздничным дням.

Таким образом, формируется временной ряд, на основе анализа которого принимается решение о неработоспособности лифта. Сложность анализа заключается в том, что анализировать нужно два совместных  случайных события – использование лифта пассажирами и неработоспособность лифта. Поэтому необходимо отделить события, когда пассажиры не использовали лифт, от событий, когда пассажиры не могли воспользоваться лифтом из-за его неработоспособности.

Замечено, что количество поездок пассажиров в отдельные часы времени в течение суток существенно отличается. Например, в ночное время, лифт двигается очень редко, а в утренние часы или дневное время интенсивность его использования резко возрастает и снижается к полуночи (Рис.1). Но, в течение суток, в одни и те же периоды времени, например 8 часов утра интенсивность поездок стабильна и меняется незначительно.


Рис.1. Средние значения количества включений главного привода

Поскольку способ вычисления основан, по сути, на анализе повседневных привычек и поведения людей за длительный период времени то, по понятным причинам, будет неприменим в праздничные дни, 31 декабря, 1 января, 8 марта, 1 сентября, 9 мая или во время проведения массовых мероприятий. Для оценки работы лифта в эти дни необходимо увеличить время принятия решения о неработоспособности лифта до интервала, при котором лифт гарантированно хотя бы раз двигался. По многочисленным наблюдениям этот интервал не превышает  12 часов.

Из массива данных о количестве включений главного привода лифта, находящегося в эксплуатации, сформируем Таблицу 1 с разбивкой по часам и дням.

Таблица 1

Расчет индекса надежности выполняется в три этапа. На первом этапе производится расчет средних значений и порога принятия решения об исправности лифта в соответствующие промежутки времени.

Распределение значений количества поездок пассажиров в отдельные часы близко к распределению Пуассона, для которого оценки - среднее значение (Xср) и дисперсия (D) равны. Это обстоятельство позволяет грубо вычислить для каждого промежутка времени Таблицы 1 порог принятия решения (S) о работоспособности лифта:

s.gif

Таблица 2 формируется путем исключения из Таблицы 1 дней (столбцов), когда лифт был неисправен или не использовался более 12 часов подряд, а также путем замены значений, ниже порога принятия решения, на средние значения количества поездок.

Таблица 2

На втором этапе вычисляем среднее значение количества поездок пассажиров в соответствующие промежутки времени (Х`ср), дисперсию по выборке (D`) и находим новый, более точный, порог принятия решения (S`):

s_.gif

где tst – односторонний квантиль Стьюдента для выбранного доверительного интервала. Для обеспечения достоверности обнаружения событий установим доверительный интервал равный 0,99.

На третьем этапе формируем Таблицу 3 из значений Таблицы 1 путем замены значений ниже порога в соответствующие промежутки времени, на средние значения из Таблицы 2.

Таблица 3

В результате в Таблице 3 расположены значения статистически усредненных поездок на лифте за выбранный период времени. Теперь мы можем вычислить индекс надежности для данного лифта. 

IN_last.gif

Таким образом, индекс надежности этого лифта составляет 97,56. Это не самый надежный лифт потому что, как минимум, 457 пассажиров не смогли воспользоваться лифтом в течение месяца!

Такой критерий оценки качества работы совокупности лифтов полезен для сервисных организаций тем, что позволяет распределить лифты в соответствии с индексом их надежности. На основе этого критерия и информации о возрасте лифта, интенсивности его использования, квалификации обслуживающего персонала можно провести сравнительный анализ и получить ответы на вопросы: «Почему одни лифты надежнее других?», «Достаточно – ли усилий и квалификации персонала для поддержки работоспособности лифта?», «Нужно – ли сократить периодичность обслуживания?», «Насколько изношенность влияет на работоспособность лифта?» и другие ответы.

Полученные знания позволят сервисной организации выработать мероприятия по повышению качества обслуживания лифтов, сформулировать рекомендации владельцу, оценить степень результативности исполнения персоналом разработанных мероприятий и многое другое с единственной целью – стать успешней!


Возврат к списку